Да будет свет!

Расскажем о том, что делать, если электричество поставляется с нарушениями.
Евгений Юропов
Юрист с опытом 16+ лет
Время, когда с наступлением темноты люди вынуждены были зажигать свечи, а хранение продуктов было порой неразрешимой проблемой, давно ушло в прошлое. Электричество, войдя в нашу жизнь, сделало её более комфортной и безопасной.

Если на улице темно или пасмурно, мы без труда одним движением руки освещаем помещение, в котором находимся, а если нам надо сохранить купленное в магазине молоко, мы просто открываем дверцу холодильника. Но всё меняется, когда вдруг «отключили свет». Массу неудобств доставляют и регулярные скачки напряжения в электросети, хотя даже один такой скачок может привести к поломке, например, бытовой техники.

Рассмотрим ситуацию, когда электричество отключили совсем или предоставляют со значительными перерывами. Ознакомьтесь с нашей инструкцией "Некачественные коммунальные услуги", в которой подробно описано, как понять, нарушены ли требования к качеству предоставляемых вам услуг.
Что закон говорит о качестве электричества
Требования к качеству коммунальных услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2001 года № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (дальше мы будем называть этот документ просто "Правила предоставления коммунальных услуг Постановление № 354"). В нем указано, что подача электроэнергии в здание должна быть бесперебойной и круглосуточной, а допустимая продолжительность перерыва электроснабжения не должна превышать двух часов при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания и 24 часа - при наличии 1 источника питания.
Обычно мы не знаем, сколько источников питания у многоквартирного дома, в котором мы живём. Нет света? Звоним в диспетчерскую службу управляющей компании. Прошло два часа, а подача электроэнергии не восстановлена? Пишем заявление руководителю УК с требованием подробного разъяснения причин отключения электричества. Если на ваше обращение в УК реакции не последовало, пишем жалобу в прокуратуру. Наши юристы составили жалобу в прокуратуру на УК на случай, когда электричество отключено неправомерно, а УК никаких действий не предпринимает. Скачать ее вы можете здесь.

Стоит отметить, что согласно части 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (ниже мы сокращенно называем его "ЖК РФ") и Правилам предоставления коммунальных услуг при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, должен быть изменен размер платы за коммунальные услуги вплоть до полного освобождения от оплаты таких услуг. То есть, если электричества у вас не было или оно некачественное, то вы должны быть либо освобождены от оплаты такой услуги либо размер оплаты такой услуги должен быть, как минимум, значительно снижен.
Кроме того, если вам предоставлены услуги по электроснабжению ненадлежащего качества или с существенными перерывами, то вы имеете право требовать с УК или поставщика электричества:
возмещения убытков
уплаты неустойки
денежной компенсации морального вреда
штрафа (50 % от присужденной суммы)
На что сослаться для предъявления требований
Это право предусмотрено Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №N 2300-1 "О защите прав потребителей", частью 4 статьи 157 ЖК РФ и пунктом 150 Правил предоставления коммунальных услуг. На это также указал Верховный суд в пункте 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" (далее мы коротко называем его Постановление Пленума ВС РФ № 22).
Но как нам доказать факт неоказания ЖКУ?

В Постановлении Пленума ВС РФ № 22 сказано, что факт перебоев в подаче электричества может подтверждаться не только составленным исполнителем коммунальных услуг актом, но и показаниями свидетелей, аудио-, фото - и видеозаписями, заключением эксперта.
В общем, если нарушено ваше право на бесперебойное предоставление электроэнергии, необходимо:
1
Позвонить в аварийную службу вашего региона
2
Составить акт о произошедшем, желательно в присутствии уполномоченного представителя аварийной службы
Если это невозможно, то привлечь соседей в качестве свидетелей. Зафиксировать нарушение, например, фотосъемкой
3
Составить претензию, описав в ней то, в чём, как вы считаете, нарушены ваши права
Мы подготовили для вас претензию на случай, если нарушения подачи электричества привели к повреждению вашей бытовой техники. Вам осталось только вписать свои данные и скачать ее
4
Составить жалобу в прокуратуру, жилищную инспекцию, роспотребнадзор для привлечения виновного лица к ответственности
Мы подготовили для вас жалобы на случай, когда в результате подачи некачественного электричества ваша бытовая техника вышла из строя, а УК или поставщик услуг никак не реагирует на ваши претензии. Скачать их вы можете здесь: жалоба в прокуратуру, жилищную инспекцию, роспотребнадзор.
Кстати, недавно в блоге мы писали о том, что такое жилищная инспекция и, как составить жалобу в этот орган, чтобы был результат
5
Обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с виновного лица денежной компенсации
Мы подготовили иск на случай, если в результате подачи электричества с перебоями ваша бытовая техника пострадала. Скачать его вы можете в наших документах
Обращаем ваше внимание, что всё написанное возможно, только если вы не имеете задолженности по оплате ЖКУ, не осуществляли несанкционированное подключение к электросетям и т.д.

В соответствии с частью 1 статьи. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Если у вас есть долг по оплате коммунальных услуг и период неуплаты превышает два месяца, то будьте готовы к возможным последствиям, в том числе и к ограничению доступа к коммунальным услугам.


Читайте другие статьи, у нас много интересного