Если канализация перестала работать

Обычно мы не обращаем внимание на инженерные системы наших квартир: нам привычна круглосуточная подача воды, отопление в зимний сезон. Но иногда случаются непредвиденные ситуации, в том числе и сбои в работе канализации. Кто виноват, куда обращаться при аварии, какие действия предпринять? Давайте разбираться.
Дарья Хохлова
Юрист
Основная причина нарушения функции системы водоотведения – засор в трубе непосредственно в жилом помещении, либо в общедомовом стояке. Самостоятельно искать неполадки и пробовать их устранить - не лучшее решение. В нашей инструкции "Некачественные коммунальные услуги" мы подробно рассказали о том, что делать, если есть перебои в работе канализации. А в этой статье поговорим об оптимальной последовательности действий для решения этой проблемы.
Отключить воду
Единственное, что вы можете сделать самостоятельно, чтобы не ухудшить ситуацию - сразу отключить подачу воды.
Направить обращение в УК
Выяснить, кто оказывает ЖКУ в вашем доме и направить обращение в управляющую компанию.

В экстренной ситуации, например, в случае затопления, необходимо без промедления вызвать аварийную службу. Пока едет бригада, стоит оповестить соседей, конечно, если вы живете не на первом этаже.
Зафиксировать неполадки
Для этого нужно составить акт осмотра с представителем УК, либо аварийной службы. Если у вас новый дом и не истекли гарантийные сроки на коммуникации, к оформлению акта обязательно нужно привлечь представителя застройщика.

В акте фиксируются выявленные в оборудовании дефекты и указывается характер недостатков (строительный, либо возникший в связи с ненадлежащей эксплуатацией), место обнаружения неполадок: в общедомовом стояке, или в оборудовании внутри вашей квартиры.

К акту могут быть приложены фотографии повреждений.

На основании указанной в акте информации и будет определяться виновник аварии, поэтому к его оформлению нужно отнестись внимательно. Если у вас есть возражения, любые комментарии к отраженному в акте, их следует обязательно зафиксировать.

По итогам устранения неполадок также оформляется соответствующий акт.
Выявить ответственного за недостатки
УК обязана содержать и ремонтировать объекты ЖКХ, относящиеся к общему имуществу многоквартирного дома. В соответствии с законом к общему имуществу многоквартирного дома относится внутридомовая инженерная система водоотведения и расположенное в ней оборудование. Это значит, что если дефект обнаружен в общедомовом стояке, либо в ином оборудовании, обслуживающем не только вашу квартиру, взыскать деньги за причиненный ущерб возможно с УК.

Зона ответственности застройщика – дефекты, выявленные в пределах гарантийного срока и возникшие не в ходе эксплуатации, а при строительстве дома. Гарантийный срок на систему водоотведения – три года с даты подписания акта приема-передачи по первой переданной собственнику квартире. В пределах гарантийного срока застройщик обязан устранять строительные недостатки как общедомовые, так и внутри жилых помещений.

Собственники жилых помещений должны следить за надлежащей эксплуатацией внутриквартирных коммуникаций. Расходы на устранение обнаруженных в таком оборудовании дефектов уже в любом случае не получится отнести на счет управляющей организации. Если истекли гарантийные сроки на сети, то не получится и привлечь к ответственности застройщика.

В спорной ситуации вы можете заказать экспертизу. Заплатить за нее придется самому, но если будет доказано, что неполадки возникли не по вашей вине, расходы на ее проведение должно компенсировать виновное в аварии лицо.
Предъявить требования к ответственному лицу
Если вы понесли ущерб в результате нарушения работы канализации, его можно возместить за счет лица, ответственного за неполадки. В расчет стоит включить стоимость устранения последствий аварии в вашей квартире. Если вы затопили соседей, стоимость восстановления их ремонта также можно взыскать.

Если всему виной строительные дефекты, необходимо направить застройщику досудебную претензию. Вы по своему выбору имеете право потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков в разумный срок,

  • соразмерного уменьшения цены договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома,

  • возмещения своих расходов на устранение недостатков.

К претензии прикладываем подписанный ранее акт об устранении нарушений, материалы фото- и видеофиксации. Если проводилась экспертиза, прикладываем заключение эксперта.

Если застройщик добровольно не удовлетворяет ваши требования, следует обратиться в суд, где заявить еще и требования о взыскании неустойки за нарушение сроков устранения недостатков, штрафа и требование о возмещении морального вреда. Как предъявить требования к застройщику мы подробно рассказываем в нашей инструкции "Взыскать компенсацию по ДДУ с застройщика". Рассчитать неустойку за недостатки квартиры по ДДУ вы можете в нашем калькуляторе.

Как взыскать ущерб с УК, а также как и куда подать жалобу на ее действия, подробно указано в нашей инструкции "Взыскать ущерб с управляющей организации".
Получить положенную вам компенсацию
Лучше всего не доводить до такой крайней ситуации, как засор. По возможности стоит своевременно отслеживать "звоночки" в виде плохой проходимости труб, неприятного запах. Хорошей профилактикой нарушений в работе систем водоотведения будет и постоянный контроль непосредственно собственников, либо ТСЖ за деятельностью управляющей организации.

Читайте другие статьи, у нас много интересного