Некачественный товар

Вы давно мечтали о новом смартфоне или новом платье? Или просто получили повышение и решили побаловать себя, купив что-то совершенно спонтанно? Ситуаций множество, но каждая из них может быть омрачена обстоятельством, которое совершенно от вас не зависит. Имя этому обстоятельству «некачественный» или «бракованный» товар. В чём разница между этими двумя понятиями, а главное, что нужно проверить перед тем, как подавать претензию, расскажем в этой статье.

Как поступить, если вы купили некачественный товар?

В интернете можно найти много статей о возврате «бракованного» или «некачественного» товара. Давайте разбираться, как разделять эти понятия. Наш главный помощник в такой ситуации – Закон о защите прав потребителей (сокращенно ЗОЗПП, так что не пугайтесь, есть увидите такое сокращение).

В законе закреплено понятие «недостаток товара» – несоответствие товара определенным условиям. Такие условия могут быть предусмотрены законом или установлены договором. Также в ЗОЗПП говорится о несоответствии товара целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора. Если купленный товар не соответствует образцу или описанию (в случае если он продавался исключительно по такому образцу или описанию), то такой товар тоже будет считаться товаром с недостатком.
Таким образом, «плохой», «бракованный», «испорченный», «низкокачественный» товар - всё это законодатель объединяет понятием «товар ненадлежащего качества».
По закону продавец обязан передать покупателю товар соответствующего качества. Как мы уже разбирали выше, эти качества могут быть установлены законом, договором или определяться на основе описания товара.

В ЗОЗПП содержится важное и порой неочевидное для потребителей правило: если потребитель при заключении договора сообщал о конкретных целях приобретения товара, то продавец обязан передать товар, пригодный для использования в данных целях (пункт 3 статьи 4 ЗОЗПП).

При этом у продавца есть возможность при заключении договора, заранее сообщить о недостатках товара. В таком случае, у покупателя будет выбор, стоит ли ему совершать покупку.

Схема действий, когда вы поняли, что с товаром что-то не так

Определяем наличие/истечение срока
В зависимости от вида товара продавец имеет право установить определенный срок, в течение которого товар гарантированно должен быть пригодным к использованию.

Этот пункт мы поставили первым, так как по общему правилу требовать возврата денег или подавать заявление об отказе от договора, можно лишь в течение гарантийного срока или срока годности товара. Если такие сроки не установлены, то сразу же отказываться от защиты своего права не нужно. В данной ситуации действует понятие разумного срока – в пределах двух лет со дня передачи вам товара.


Различается три вида сроков

Срок службы
Может быть установлен (т.е. это право изготовителя) для товаров предназначенных для длительного использования.

В течение срока службы изготовитель (либо исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использовать товар по назначению. Также исполнитель несет ответственность за существенные недостатки.

Если потребитель обнаружил существенные недостатки, то он вправе предъявить требование о безвозмездном устранении таких. Необходимо лишь доказать, что недостатки возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Если на товар установлен срок службы, то требование может быть предъявлено в течение двух лет. Если срок службы не установлен, то в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

В течение срока службы производитель обязан обеспечить ремонт и техническое обслуживание товара, а также поставку необходимых деталей в торговые и ремонтные центры. Поставку запасных частей необходимо производить и после снятия товара с производства (в течение срока службы товара либо в течение десяти лет с момента передачи товара покупателю).


Срок годности
Должен быть установлен (т.е. это обязанность изготовителя) для определенных категорий товаров.


По истечению срока годности товар считается непригодным для использования по назначению. Устанавливается на продукты питания, косметику и парфюмерию, медикаменты, бытовую химию и иные подобные товары. Продажа такой продукции по истечению срока годности запрещена.


Гарантийный срок
Может быть установлен (т.е. это право изготовителя – как и установление срока службы).


В случае обнаружения недостатков в товаре в течение гарантийного срока, изготовитель/продавец/уполномоченная организация обязаны удовлетворить требования потребителя (на замену, уменьшение покупной цены, безвозмездное устранение недостатков и т.д.).

При этом изготовитель вправе принять на себя дополнительные обязательства в отношении недостатков товара, обнаруженных после истечения гарантийного срока. Все детали (срок такого дополнительного обязательства, порядок заявления претензионного письма) определяются изготовителем самостоятельно. Поэтому при покупке всегда стоит узнать о таких дополнительных возможностях у продавца или непосредственно обратиться к производителю.

Стоит отметить, что у продавца есть право установить гарантийный срок на товар, если такой не установлен производителем.


Определяем является ли товар технически сложным
Постановлением Правительства РФ (№ 924 от 10.11.2011) установлен целый перечень таких товаров (в нем есть легковые автомобили, ноутбуки, цифровые фото- и видеокамеры, холодильники, кофемашины и т.д.). При обнаружении недостатков у технически сложных товаров действует специальная процедура возврата/замены. Об этом поговорим ниже, а пока разберемся с видами недостатков.

Если товар является технически сложным, то при обнаружении недостатков у вас есть 15 дней (со дня передачи товара) для подачи требования о возврате уплаченных за него денег. При этом неважно, какой недостаток вы обнаружили.

После истечения 15-дневного срока указанное требование можно будет предъявить только при наличии особых условий:

  • обнаруженный недостаток является существенным

  • из-за обнаружения различного рода недостатков вы не могли использовать товар в течение 30 дней (считаются в совокупности) в период гарантийного срока

  • продавец нарушил установленный срок устранения недостатков


Устанавливаем наличие недостатка товара/существенного недостатка
Недостаток товара будет являться существенным если выполняется одно из перечисленных условий:

  • недостаток неустранимый

  • недостаток не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени

  • недостаток выявляется неоднократно

  • недостаток проявляется вновь после его устранения

  • иные условия (в законе используется формулировка «другие подобные недостатки»)


Потребители часто не заявляют своих требований при обнаружении недостатков в товаре, считая что отсутствие товарного или кассового чека лишает их такого права. Однако, данный факт не является препятствием и основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя (пункт 5 статьи 19 ЗОЗПП).

Для последующего доказывания наличия недостатка, покупателю следует зафиксировать его (например, сфотографировав) и составить акт (с подписью свидетелей). До предъявление требований к продавцу (чаще всего им будет являться юридическое лицо) необходимо провести экспертизу, чтобы определить причину возникновения недостатка товара. В случае, если на товар действует гарантийный срок, экспертиза должна быть проведена за счет продавца.

Ещё одно важное положение относительно непродовольственных товаров ненадлежащего качества (под такое сложное определение попадает, например, одежда или обувь).

Потребитель вправе обменять такой товар в течение 14 дней, не считая дня покупки, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Важно: обмен произведут только, если товар не был в употреблении, сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки. В законе не установлен запрет на возврат товара в магазин без упаковки. Главное, чтобы товарный вид был сохранен. Также обязательно принести с собой товарный или кассовый чек, или иной документ, подтверждающий оплату товара.

Если покупатель приходит без чека, то у него остается право ссылаться на свидетельские показания. Так что если не уверены в покупке, зовите друзей, они подскажут, а если что, то и при возврате вещи в магазине помогут.


Читайте другие статьи, у нас много интересного