Течет крыша: кто виноват и что делать

Апартаменты или квартира на последнем этаже с шикарным видом — не мечта ли? Такое жилье, однако, таит в себе риск. Имя этому риску — крыша.
Юлия Алейник
Редактор, юрист с опытом 6+ лет

Кто виноват?

Виновника в этой ситуации может быть два:

  • застройщик

  • управляющая компания/ТСЖ/ТСН/кооператив — УК

Застройщик отвечает за качество крыши в течение гарантийного срока на дом. Этот срок составляет минимум 5 лет. Посмотреть, не установил ли ваш застройщик более длительный гарантийный срок на дом, можно в вашем договоре долевого участия. А если вы покупали квартиру на вторичном рынке и подозреваете, что дом еще может быть на гарантии, поинтересуйтесь о содержании ДДУ у предыдущего собственника. Если гарантия еще действует, у вас есть право обратиться к застройщику.

Если в течение 5 лет после передачи вам ключей от квартиры протекла крыша, вы можете обратиться к застройщику с претензией и требованием об устранении недостатков крыши, а также компенсировании вам стоимость ущерба, причиненного имуществу в результате протечки.

В инструкции "Взыскать компенсацию по ДДУ с застройщика" мы даем пошаговое руководство к действию, а также претензию, учитывающую обстоятельства вашего дела, и объясняем, как ее подать.
УК отвечает за качество крыши с момента ее избрания и до момента ее свержения. Если в период, когда вашим домом управляет УК, вы обнаружили течь в крыше, то можете обратиться в УК с заявлением и требованием о возмещении ущерба.
Наверное, у вас возник вопрос, могут ли быть одновременно виноваты как УК, так и застройщик? И да, и нет. Застройщик отвечает за качество крыши, которую он построил. УК отвечает за текущее состояние крыши. Поэтому для определения виновника необходимо установить причину — почему течет крыша. Если крыша течет, потому что ее плохо построили, то в течение гарантийного срока — минимум 5 лет после получения ключей — ремонтировать крышу и возмещать ущерб вашей квартире должен застройщик. Если же причина протечки кроется в плохом обслуживании кровли, то виновной следует считать УК. Теоретически может возникнуть такая ситуация: зима, на крыше много снега, а стыки кровли сделаны плохо — так, что образовались щели, в которые этот самый снег набивается и проникает в незащищенные от влаги слои крыши. Поэтому потолок в квартире на последнем этаже частенько влажный. С одной стороны, застройщик что-то там не доделал, с другой — со своими обязанностям не справилась УК. Теоретически виноваты могут быть оба. Практически же помочь установить первопричину проблемы поможет экспертиза. Выводы эксперта, скорее всего, скажут, кто "виновнее" в такой ситуации.

В любом случае, закон тут на вашей стороне. Вы — потребитель, имеете протекшую крышу над головой и пострадавший ремонт, мебель, технику. А значит кто-то, да виноват в этом.

Что делать?

Как мы уже писали выше, обратиться к виновнику. Получить претензию к застройщику, а также ознакомиться с каждым шагом на пути к возмещению ущерба можно в инструкции по взысканию ущерба по ДДУ. Обратиться к УК поможет инструкция по взысканию ущерба с УК и эта претензия. Свой поход за справедливостью стоит начать с УК. Если она переведет стрелки на застройщика, то идти к нему.

На что можно рассчитывать пострадавшему?

Неважно, кто виноват, застройщик или УК, пострадавший может:
взыскать расходы на предстоящий ремонт
взыскать расходы на осуществленный ремонт
В первом случае придется обратиться к специалисту. Как минимум, к тому, кто делает ремонт: попросите смету. И вы, и виновник увидит, сколько будет стоить исправление подтеков и пострадавшего имущества в вашей квартире.

Можно не жить в испорченных бытовых условиях, не ждать компенсацию и сделать ремонт. В таком случае обязательно необходимо хранить все-все чеки, подтверждающие расходы. Они и будут являться доказательством суммы, которую вы будете требовать.

Очевидно, что текущая крыша сама себя не сделает, а поэтому, вполне обоснованно требовать у виновника произвести ремонт кровли. Напомним, что заставить застройщика отремонтировать крышу можно в течение гарантийного срока (минимум — 5 лет), а управляющую компанию — в течение срока ее работы в вашем доме.

А что, если мирно договориться не получается?

Если виновник откажется добровольно платить вам компенсацию, тогда придется обращаться с иском в суд. Если у вас на руках все подтверждающие расходы документы, то это совсем несложно, и можно даже обойтись без юриста. Только не забудьте в таком случае попросить компенсировать вам моральный вред, а также выплатить неустойку.

Суды часто встают на сторону потребителя, поэтому не стоит бояться идти в суд.

О размерах неустойки, а также подробно о том, как юридически грамотно взаимодействовать с застройщиком мы рассказываем тут. Обратиться в УК поможет эта инструкция.

Читайте другие статьи, у нас много интересного